На протяжении ряда лет в ДОУ проводится большая работа по художественно-эстетическому и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.
Отдавая приоритет воспитанию маленького гражданина на основе традиций русского народа, коллективом была создана и апробирована программа «Народная культура» (на основе разработок Пигиловой Т.А.). В 1998 году программа согласована с научным куратором, директором учебного центра дошкольного образования, доцентом Академии повышения квалификации работников образования (г. Москва), Антоновым Ю.Е. и рекомендована к работе в ДОУ № 12. Воспитатели, работающие с детьми по данной программе, прошли курсовую подготовку, участвовали в работе фестиваля «Дети и культура» в г. Санкт-Петербурге в 2003 году.
Содержание программы дает возможность детям 3-6 лет осваивать культурно-исторический опыт своего народа, помогает воспитывать гражданско-патриотические чувства дошкольников.
Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа, и включает в себя постепенное знакомство ребенка одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой.
Направления:
1.Работа с детьми по народному календарю является гармоничным соотношением сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни, т.е. постоянно прослеживается взаимосвязь нравственных и эстетических ценностей: общий труд и общий праздник.
2.Изучение малых форм фольклора - сказка, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и т.д. Детей знакомим на занятиях и в организации режимных моментов, игровой деятельности. Пословицы мы не только учим, но и воспитываем детей на их необычном содержании. Сказка звучит постоянно в детском саду. В группах имеется уголок сказки, где подобранны книги с различными, уже знакомыми сказками, дети обыгрывают их в театрализованном уголке, рассказывают и показывают малышам.
3.Ручной труд постоянно включается в разнообразные виды деятельности. К сезонному празднику изготавливаются обрядовые куклы и обереги, к осеннему празднику последнего снопа - куклы - стригуши из соломы, кукла - зернушка, изготовление тряпичной куклы для игр и как подарки.
4. Эстетическое воспитание. Эта проблема решается на музыкальных занятиях - дети изучают народную песню, заклички, частушки, водят хороводы, изучают народный танец, знакомятся с народными инструментами и учатся на них играть, слушают музыку русских композиторов. Свои впечатления дети отражают во время подготовки и, конечно, проведения ярких, красочных календарных народных праздников, посиделок, гуляний. Каждому празднику предшествует большая предварительная работа, в которой участвуют воспитатели, родители. Музыкальным руководителем ДОУ Даниловой Л.И. разработаны сценарии обрядовых праздников «Святочные гуляния»; «Осенины»; «Масленица»; «Рождественские вечерки»; «Закликание весны». Сценарии праздников «Капустные вечерки» и «Масленица», разработанные педагогами Даниловой Л.И. и Кузнецовой Р.П., печатались в газетах «Педсовет»(2000г.), «Досуг»(2002г.).
5.Воспитание будущих мастеров начинается с детского сада. Введены занятия по рисованию, живописи, лепке. Дети изучают историю традиционных народных промыслов и воплощают полученные знания в своём творчестве. Глубокому пониманию детьми смысла фольклорных произведений, народных традиций, праздников способствуют занятия в кружке «Юный художник».
6.Физическое воспитание - на занятиях активно используются народные игры, организуются спортивные досуги « Скоморошьи забавы», « День народной игры» и др. В методическом кабинете имеется подборка народных игр, методика их проведения.
7. Конструкторская деятельность - это раздел знакомства с архитектурой русской деревни, изучают деревянное зодчество. Дети самостоятельно изготавливают макет изб, деревенские постройки, конструируют игрушки для театра, изготавливают кукол - богатырей т.п.
8.Музейная педагогика - создание музея русского быта «Изба» с подлинными предметами быта и система работы в музее.
9.Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость вовлечения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания патриотических чувств, высших нравственных качеств. Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.